Дорожная безопасность
Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди воспитанников
ГКУ «Митинский детский дом»
Пояснительная записка.
Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди воспитанников детского дома создана на основе программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации «Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах».
Актуальность обучения детей правилам дорожного движения на современном этапе очевидна. С каждым годом скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах быстро возрастает. Статистические данные об участии детей в ДТП говорят о возрастании детского дорожно-транспортного травматизма, автомобиль стал источником повышенной опасности. Совершенно очевидно, что причина возрастания детского дорожно-транспортного травматизма вытекает из слабого знания правил дорожного движения и отсутствия практических навыков. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности, которые можно избежать лишь путём целенаправленного воспитания и обучения детей с самого раннего детства.
Направление, в котором реализуется программа – это взаимодействие педагогов и детей в процессе организации работы по обучению правилам дорожного движения.
Цель программы: предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди воспитанников, формирование у детей устойчивых навыков безопасного поведения на улице через организованные виды деятельности.
Задачи:
1.Повышение устойчивого интереса детей к занятиям по изучению правил дорожного движения.
2.Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения.
3.Создание условий для сознательного изучения детьми правил дорожного движения через интеграцию разнообразных видов деятельности (игровой, познавательной, продуктивной).
Педагогические принципы:
* обучение в процессе игры, как главного принципа педагогики для детей младшего школьного возраста;
* сотворчество детей, педагогов в совместном процессе по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди воспитанников;
* наглядность и доступность материала;
* системность и последовательность – любая степень обучения ребёнка правилам дорожного движения опирается на уже имеющиеся знания.
* сотрудничество с другими учреждениями по организации помощи в проведении работы, по обучению воспитанников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города и сельской местности.
Методы работы:
- наглядный
- словесный
- практический метод
Наглядный метод: целевые прогулки, наблюдения, показ театра (педагогами, детьми), рассматривание иллюстраций, проведение дидактических игр, просмотр фильмов, организация выставок и т.д.
Вербальный метод: чтение литературных произведений, беседы, ответы на вопросы, проведение игр, разбор ситуаций, рассказ и т.д.
Практический метод: организация продуктивной деятельности, проведение игр, постановка пьес, сценок, проведение экскурсий, прогулок. Изготовление наглядных пособий, диагностика и т.д.
Формы и методы работы с детьми:
- познавательные занятия;
- экскурсии;
- тематические прогулки;
- показ видеофильмов на тему безопасности дорожного движения;
- чтение художественных произведений, использование музыки;
- продуктивная деятельность детей;
- викторины по правилам дорожного движения;
- конкурсы рисунков (совместная работа детей и родителей);
- спортивные развлечения, праздники;
- игры: сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические, игры-драматизации;
- составление альбомов с фотоматериалами;
- создание специальных ситуаций для отработки навыков безопасного поведения на дороге, культуры поведения в общественном транспорте.
Виды детской деятельности:
- творческая: художественная, музыкальная, ручной труд, художественно-речевая, конструирование и т.д.
- познавательная: чтение, беседы, экскурсии, познавательно-речевая и т.д.
- коммуникативная: сюжетно-ролевые, дидактические игры, продуктивная деятельность.
Место программы в плане развития детского дома.
Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди воспитанников детского дома следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы детского дома.
Основные принципы реализации программы
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к детям, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.
Принцип взаимодействия “Дети - дорожная среда”. Чем меньше возраст детей, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д.
Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно- транспортного происшествия. Воспитанники должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
Принцип возрастной безопасности. У детей необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
Важно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды , показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.
Принцип социальной безопасности. Воспитанники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения
взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
На лекциях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма целесообразно использовать аналитический материал территориального управления (отдела) ГИБДД и привести конкретные примеры ДТП с учащимися местных школ, разбирая вместе с педагогами их причины.
Беседы проводятся в форме вопросов и ответов.
Сотрудничество с другими учреждениями по организации помощи в проведении работы, по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города.
С детским домом сотрудничает ГИБДД города Торжка.
Требования к уровню подготовки воспитанников младшего школьного возраста.
В результате изучения правил дорожного движения воспитанник должен знать/понимать:
где должны ходить пешеходы.
почему нельзя ходить на проезжей части.
части улиц и дорог.
как надо переходить улицу.
что такое перекресток. Какие бывают перекрестки.
назначение светофоров, сигналы транспортного и пешеходного светофоров.
как надо пересекать перекресток.
поездка в школу и обратно.
о переходе улицы группой.
места ожидания общественного транспорта.
правила поведения в общественном транспорте.
как обходить стоящий автобус, троллейбус, трамвай.
какая опасность подстерегает детей при проведении игр на проезжей части улицы.
правила катания на велосипедах, самокатах, санках, коньках.
для чего служит пешеходная дорожка.
правила движения пешеходов на загородной дороге.
особенности движения на улице в зимнее и весеннее время.
сигналы регулировщика.
для чего служат дорожные знаки.
группы дорожных знаков.
что такое тормозной путь транспорта. От чего он зависит.
почему нельзя разговаривать с водителем во время движения транспорта.
Уметь.
пользоваться элементарными правилами поведения в общественных местах, на транспорте.
различать сигналы транспортных средств (поворот, торможение).
применять на практике полученные знания.
Социально-педагогические основы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
В Государственном докладе о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации указывается, что «основной причиной аварийности по-прежнему является низкая дисциплина водителей и пешеходов, выражающаяся в их сознательном пренебрежении Правилами дорожного движения».
Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: нарушение правил перехода проезжей части (61,9%); неподчинение сигналам светофора (11,8%); неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев (15,3%); игра на проезжей части (4,2%); неумелое управление велосипедом (3,0%). В течении года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются апрель-май, а также конец августа и сентябрь. Из дней недели наиболее часто ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего в четверг. Наиболее аварийное время суток - это утренние часы с 8 до 9, когда дети идут в школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:
неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
неспособность адекватно оценивать обстановку;
быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
преобладание потребности в движении над осторожностью;
стремление подражать взрослым;
недостаток знаний об источниках опасности;
отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
переоценка своих возможностей в реальной ситуации;
неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.
Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из- за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.
Эффективность и. соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей.
Основой профилактической работы с детьми младшего и среднего школьного возраста является формирование знаний о Правилах дорожного движения и навыков их применения.
В рабочих материалах по профилактике ДТП подготовленных сотрудниками ГИБДД приводятся следующие данные об особенностях детского восприятия и действий в экстремальных ситуациях: «Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором автомобиль находиться от них. Они еще не способны предугадывать все возможные варианты поведения водителя. Больше того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходности, незащищенности, он просто теряется. Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и не правильнее принимает решение».
Вместе с тем оценка детьми собственного безопасного поведения существенно различается в зависимости от возраста. Чем младше дети, тем чаще они завышают оценку собственной дисциплинированности на дорогах, стараясь произвести хорошее впечатление на педагога. Помимо формирования знаний о Правилах дорожного движения, педагогу, с первых дней обучения детей необходимо обсудить с детьми опасные участки в микрорайоне, поведение на территории детского дома, территории школы, дорогах, где ездят автомашины.
Среди подростков лишь 70% выражают уважение к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах. Наряду с правопослушными, часто встречаются демонстративные или агрессивные высказывания. Соответственно, дети подросткового возраста часто становятся участниками и виновниками ДТП по причине проявления поведенческих рисков. Первый тип рисков связан с подражательным поведением. В этом случае подросток действует исходя из следующего понимания: так делать опасно, но другие так делают и ничего не происходит! Наиболее действенными мерами профилактики данной модели поведенческих рисков является демонстрация негативных последствий такого типа поведения.
Вторая модель проявления поведенческих рисков заключается в самоутверждении подростков в коллективе, что связано с переоценкой собственных возможностей, стремлении доказать свою смелость, перебежав на глазах у сверстников дорогу перед идущим транспортом или проехать, зацепившись за бампер транспортного средства.
Для профилактики этого типа рисков большое значение имеет формирование у подростков знаний о динамике движения транспортных средств, умения правильно соизмерять свои физические возможности и, самое главное, формировать стремление к самоутверждению в общественно значимых видах деятельности.
Направления педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Разработку комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для детей целесообразно проводить по пяти направлениям:
Информационное - обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
Развивающее - формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.
Воспитательное - формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.
Методическое - методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДТП.
Контрольное - система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДТП.
Комплекс мероприятий по профилактике ДТП.
Мероприятия
Организация оформления стендов по ПДД
Разработка и организация выпуска методических и раздаточных материалов для проведения тестирования по ПДД
Комплектование библиотеки литературой по ПДД
Проведение викторин и конкурсов на лучшее знание ПДД
Развивающее направление.
Мероприятия
Организация экскурсий по микрорайонам с целью ознакомления с конкретной дорожно- транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения
Воспитательное направление.
Мероприятия
Привлечение детей к проведению профилактической работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди сверстников
Проведение акций, смотров, выставок, массовых мероприятий в гимназии.
Проведение групповых занятий совместно с представителями ОВД, ПДН и ГИБДД
Методическое направление.
Мероприятия
Организация и проведение семинаров по вопросам профилактики ДТП с участием педагогов детского дома и сотрудников ГИБДД.
Обобщение опыта работы детского дома и разработка примерных планов мероприятий по профилактике ДТП на предстоящий учебный год.
Проведение социологического исследования и доведение его результатов до педагогического коллектива детского дома.